Приветствую всех и приглашаю стать читателями и комментаторами моего блога, блога преподавателя биологии и классного руководителя МБОУ города Иркутска СОШ №9 Борисенко Ирины Петровны

понедельник, 24 декабря 2018 г.

Вы удивитесь, но учителя тоже выполняют домашние работы!

Домашняя работа. Автор: Борисенко И.П.

Тема: Работа с одаренными детьми. Организация школьных тематических акций, как шаг к выявлению одаренных детей. Пути дальнейшей работы с одаренными детьми.

Работа с источниками информации.
«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1].
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [1]. 
Таким образом, мы считаем, что именно педагогическое сопровождение, организованное учителем, актуализирует условия становления личностного опыта ученика, создает систему ситуаций, ставящих ребенка в позицию субъекта, что отвечает основным положениям концепции личностно-ориентированного образования и компетентностного подхода[1].
С. А. Маркова отмечает, что система педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:
1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);
2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;
3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;
4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;
5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений. [1].
При этом личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика[1].
Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно - волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:
1.в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
2.в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
3.в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
4.в коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность;
5.в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.
 Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. При этом каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности[1].
- Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
 - Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
- Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Учитель может достаточно легко адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
- Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей[1].
Одаренные дети характеризуются такими качествами, как:
1.Любопытство - любознательность - познавательная потребность. 
2.Сверхчувствительность к проблемам.
3.Склонность к задачам дивергентного типа.
4.Оригинальность мышления.
5.Гибкость мышления.
6.Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).
7.Легкость ассоциирования.
8.Способность к прогнозированию.
9.Высокая концентрация внимания.
10.Отличная память.
11.Способность к оценке.
12.Устойчивость интересов.
13.Диссинхрония развития - эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. Нашим это не грозит!
Используем особенности психосоциального развития. Исключаем все типы эгоцентризма! Оставляем лидерство. «Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения участников и, стремясь предупредить их, берет на себя ответственность - роль лидера». Корректируем поведение. Расставляем акценты, ценностные ориентации. «Структура ценностных ориентаций интеллектуально одаренных школьников отражает иерархию ценностного ядра культуры, в которой доминируют духовные и коллективистские ценности, что чрезвычайно важно в условиях  размывания наших национальных ценностей. Это позволяет говорить о том, что высокоодаренные личности в современных условиях являются носителями национальной культуры, поддерживают и сохраняют целостность российских национальных традиций»[1].
К. Сили определил следующие профессиональные умения педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися:
1.проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося;
2.модифицировать учебные программы;
3.стимулировать когнитивные способности учащихся;
4.работать по специально разработанным учебным планам;
5.предоставлять консультации ученикам и их родителям.
Практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:
1.использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
2.прогнозировать развитие одаренного ученика;
3.стать фасилитатором в отношении одаренного ребенка; Педагогическая фасилитация — это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогиче­ского процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога
4.разрабатывать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
5.предлагать одаренному ребенку творческие задания;
6.использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
7.распределять время и внимание таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя нужными и важными;
8.предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
9.проводить индивидуальное обучение с одаренными учениками.

Анализ проведенных в 2017 году школьных акций.

В 2016 – 17 и 2017 – 18 учебном году представилась отличная возможность проведения двух общешкольных акций: Экологической акции «Сделаем вместе», идею которой предложила партия Единая Россия в рамках девиза 2017 года – года экологии, и Акцию «Нашей школе – 80», посвященной юбилею школы № 9 города Иркутска.
Главная сложность заключалась
1.в незнании возможностей учеников старших классов, силами которых предполагалось проведение этих акций.
2.в непонимании механизма проведения подобных акций в школе с детьми, не особо рвущимся к интеллектуальным победам!
Начало положили девочки 10 А класса, в котором мне предстояло вести курс История Земли Иркутской. Воронова Ольга, Загребина Екатерина, Егерь Марина, Копылова Елена, Чернова Юлия. И немного насильно включили в список эколидеров Степанову Анну, ученицу 9 А класса.
Им необходимо было изучить предложенную в рамках экоакции «Сделаем вместе!» информацию, распределить классы, познакомиться с классными руководителями, подготовить аппаратуру, прийти в назначенное время в назначенный класс, интересно провести урок и выслать фотоотчет. Параллельно нужно было нарисовать экоплакат, объявить конкурс экоплакатов в 6 – 8 классах, провести экологическое мероприятие. И все это впервые! Я была абсолютно не уверенна в результатах этой акции. И зря! Девчонки оказались на высоте! По итогам создали отчетные презентации, вовремя выставили их на сайте  http://doit-together.ru/.
Главным же результатом этой Акции был огромный интерес ребят с 1 по 11 класс к подобному типу деятельности! После первых же уроков пошли вопросы об Акции. Интерес был неподдельный! А для меня (как куратора Акции) раскрылись глаза: в школе № 9 есть талантливые, одаренные дети не только в таких творческих видах деятельности, как хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная. Об этом мы уже знали! (Конкурс Минута славы. 11.12.2014). Мы столкнулись в стенах школы с детьми, имеющими организационную одаренность, лидерскую и аттрактивную одаренность - способность на взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, а также           с  одаренностью в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям. Это было отличным открытием!
И вдохновило на проведение школьной акции «Родной школе – 80!». Начали с известных в школе звездочек: в ряды лидеров пригласили Воронову Ольгу, Загребину Екатерину, Егерь Марину, Чернову Юлию, Степанову Анну, имеющих уже опыт подобной работы, Лацабидзе Георгия, Тарасенко Александра, Горчакову Екатерину. Открытием лично для меня стала Хвостанцева Алиса.
Но самым большим открытием стали девочки из 10Б: Вьюкова Екатерина и Соловкова Анна, на равных влившиеся в нашу команду! Акцию провели на двух фронтах: по уже отработанной схеме провели уроки истории школы во всех классах! Да. Были срывы. По вине взрослых! Не все оказались на высоком уровне! Но дети – то справились и с подобными проблемами!
Конечно, это только начало работы! Нам предстоит организация новой экоакции в 2018 году! Важно! Очень!
1.Увеличен интеллектуальный, духовный, лидерский потенциал!
2.Дети увидели новые пути реализации своих возможностей!
3.Показан отличный пример для подрастающих лидеров!
4.Школа прогремела на разных уровнях!
5.Аксиома «Все дети одаренные» нашла новые подтверждения!
6.Есть «объекты» для дальнейшей работы по развитию одаренности!
7.Есть желание и дальше работать с такими одаренными!

Пути дальнейшей работы с одаренными детьми. В пути…😄
*** Экоакцию "Вода и здоровье" провели! Привлекли 100% учеников и учителей школы. Ход Акции освещался на страницах группы Школа №9 Иркутск Конкурсы В Контакте.

Используемые источники информации:

  1.     Чикунова Е. С. Повышение уровня готовности учителя к педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
  2.              Информация из экспозиции Музея истории школы № 9.
  3.              http://doit-together.ru/






2 комментария:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.