Закончился Всероссийский конкурс печатных работ "Педагогические секреты - 2019". Вот наш результат:
Уроки биологии и
развитие творческих способностей.
В
этом учебном году я опять взяла часы биологии в пятых классах! И это после
длительного перерыва, когда в силу различных обстоятельств мне приходилось
брать классы «после кого – то», преподавать биологию старшеклассникам! Конечно,
с младшими школьниками я работала: в скаутском отряде мы набрали малышей 8 – 10
лет! Но уроки биологии в 5 классах – это сказка! Как они мне верят, мои
пятиклассники, как радуются своим маленьким открытиям! Бывает, и капризничают,
и вредничают – куда же без этого самоутверждения! Но чаще они меня, надеюсь,
как и я их, радуют! И главная моя задача: не оттолкнуть ребят от учебного
предмета Биология, научить их так же воспринимать законы биологии, как и я их
воспринимаю, с уважением и огромным интересом. И начинаем мы с творчества!
Творчество
– это видовая особенность человека разумного. Человек творит, чтобы показать
красоту окружающего мира, чтобы проявить свою индивидуальность. На уроках
биологии мы изучаем живые организмы. А что может быть более гармонично! А как
можно показать эту гармонию? Через рисунки, макеты, поделки. Из самых разных
материалов и подручных средств! На данном этапе я рассматриваю именно этот
ракурс творческого процесса.
Принцип
моей деятельности прост: я создаю макет, схему, рисунок. Демонстрирую
пятиклассникам. Слушаю удивленные вздохи и комментарии восхищения. В начале
учебного года это была фраза: «Вы сами это сделали?». Рассказываю интересную
информацию о данном организме (процессе). И предлагаю ребятам создать подобный
макет, рисунок, схему.
Более
всего меня подкупает у детей уверенность
в своих силах и талантах! Дети ВСЕ умеют рисовать и творить до тех пор, пока
какой-нибудь неумный взрослый не убьет в них эту уверенность! Умение и желание
рисовать, мастерить, в нас заложено генетически, досталось нам от наших
первобытных пещерных предков. Наверняка, в нашем генотипе присутствует ген
творчества. Просто этому гену необходимо создать условия проявиться. И я на
своих уроках пытаюсь создать эти условия! Сначала – через свое творчество
мотивирую учеников, потом наслаждаюсь результатами их творчества, порой, очень
креативного!
Но
не забываем, что пятиклассники – это одиннадцатилетние люди. Они несут багаж
жизненного опыта, накопленный за эти годы. А опыт бывает и негативный. И
главная проблема при выполнении творческих заданий – неуверенность в своих
силах некоторых учеников. В их судьбе уже «наследил» тот самый «неумный
взрослый». Порой, родители учеников спрашивают меня: «Зачем нужно делать
рисунок, макет, модель?». Что тут сказать? Я, конечно, включаю менторский
голос, рассказываю о требованиях ФГОС, о необходимости научиться выполнять
научные рисунки. Но цель моя: научить получать удовольствие от самого процесса
творчества! А через творчество научиться понимать законы биологии, законы живой
природы.
Вот несколько примеров использования
данного приема на уроках биологии в 5 классах.
1.
Урок
по теме «Царства живых организмов». После знакомства с царствами живой природы,
их признаками, демонстрацией моих авторских моделей, ребята получают задание на
дом: изготовить макет организма одного из царств живой природы (бактерии,
гриба, растения, животного), уметь представить его на следующем уроке.
А на следующем уроке разыгрываем
настоящее театральное действие! Выполненных работ пока немного! Но зато о
каждом организме мы можем услышать интересную историю, каждым можем
восхититься. Каждого автора можем похвалить. И разыграть сценку с участниками –
представителями разных царств.
2.
Урок
по теме «Строение клетки». Уже знаем, что такое «клетка», понимаем, насколько
она мала, видели
клетки под микроскопом. Уже выполнили «научный» рисунок клетки в тетради,
используя простой карандаш или черную гелиевую ручку, указав части клетки.
Конечно, учитель демонстрирует разные
модели клеток, выполненных в разных вариантах и техниках. И, конечно, задание
на дом: изготовить макет растительной клетки. Изготовили. Демонстрировали.
Называли части клетки. А терминология очень сложная! Тему запомнили.
3.
Особую
роль в моем узнавании учеников сыграло домашнее задание по теме «Шляпочные
грибы». Необходимо было изготовить макет шляпочного гриба, рассказать об этом
организме: название, строение, съедобный или ядовитый.
И
тут объявили по городу и области карантин. Как оказалось, двухнедельный. Учебу
в школах приостановили. Дети сидели по домам. И моя страничка в Viber все эти дни просто кипела и разрывалась. Вот, что
значит современные технологии на службе образования! А еще пришлось тему
«Плесневые грибы» изучать самостоятельно и делать фотоотчет практической работы
«Выращивание хлебной белой плесени». И мои ученики оправдали мои надежды!
Сколько фотографий макетов грибов пришло ко мне на страницу! Каких только видов
плесени я не познала в дни карантина! Сколько фотоотчетов я оценила! А ведь оформление
фотоотчета, выполнение фотографии живого объекта – это тоже творчество!
И
даже в дни карантина меня ожидали сюрпризы. Ваня З., который никогда не мог
похвастаться опрятной тетрадью по биологии, переписал ВСЮ тетрадь начисто,
снабдив ее рисунками грибов всех видов. Это ли не показатель того, что дети
любят школу, любят учиться и скучают по урокам!
4.
В
планах этого года изготовление макетов одноклеточных и нитчатых водорослей,
органов высших растений.
Что
важно: я не запрещаю родителям помогать в изготовлении макетов. Именно
помогать! А как иначе? Во – первых, идет необходимое общение ребенок –
родитель. И не известно, для кого это общение важнее! Во – вторых, у кого еще
учиться ребятам, как не у самых близких людей? Главное, чтобы при защите работы
ученик обязательно указал факт совместной деятельности и гордился тем, что ему
помогали родные люди.
5.
Отдельное
слово о рисунках. Рисуем мы постоянно! Каждый урок создаем в тетрадях шедевры
«научного» рисунка. Это в начале года приходилось кого – то убеждать, что он
справиться, напоминать о необходимости готовить к уроку биологии карандаши,
рассказывать об известных биологах и показывать их великолепные рисунки и
иллюстрации к своим статьям и книгам. Теперь рисунок на уроке биологии – это
норма. И в этом я вижу и свою заслугу: научила, показала, доказала, и заслугу
ребят: приняли, согласились, радуются этому виду деятельности. И не буду
напоминать о связи кисти рук и коры больших полушарий, о «мелкой моторике», о
приобретении необходимых в жизни навыков. Это все присутствует. Но, главное, положительный
эмоциональный фон, который создает подобная творческая деятельность,
удовольствие от хорошо выполненной работы.
Подведу небольшой итог вышесказанного:
1.
Дети
в любом возрасте любят творить.
2.
Творческая
составляющая их деятельности, как и игра, снимает напряжение, повышает интерес
ученика к изучаемой теме.
3.
Ученик
не выполнил задание, не изготовил макет, не нарисовал объект? Но другие то
ребята это сделали! И ученик увидел, запомнил, захотел выполнить. Это ли не
победа педагогической мысли?
4.
Необходимо
подкреплять призыв к любой деятельности собственным примером учителя! Учитель
творит, значит ему это интересно. Значит и ученику будет тоже интересно! Значит
и предмет, который преподает учитель, тоже интересен.
5.
И
главный вывод: работа учителя – один из самых интересных видов человеческой
деятельности, прежде всего тем, что она позволяет учителю постоянно творчески
развиваться в различных направлениях. Лично мне это очень нравится!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.